Кассы и маркировка
Требования, касающиеся маркировки товаров, распространяются на производителей, импортеров, а также оптовых и розничных продавцов. Чтобы выполнить все требования, нужно, во-первых, разобраться в принципах маркировки и, во-вторых, приобрести необходимое оборудование и настроить программы.
Маркировка требуется для того, чтобы государство могло отслеживать путь каждого товара от производителя или импортера до конечного потребителя. Предположительно это позволит решить сразу несколько задач. Во-первых, избавит рынок от контрафактной продукции. Во-вторых, вытеснит с рынка тех, кто укрывает доходы и уклоняется от уплаты налогов. В-третьих, позволит покупателям легко получать полную и правдивую информацию о маркированной продукции.
Маркировка (то есть метка с уникальным цифровым кодом) наносится на товар в процессе производства или при импорте. Далее сведения о товаре с данным кодом на каждом этапе его перемещения в режиме онлайн попадают в специальную информационную систему.
Как только товар продается конечному покупателю либо списывается из-за порчи или хищения, система получает сведения об изъятии продукции из оборота. Таким образом, контролирующий орган может по уникальному цифровому коду точно установить, у кого сейчас находится та или иная товарная единица. А покупатель, считав код при помощи мобильного приложения, может узнать, от кого поступил товар и была ли поставка легальной.
Сведения о товарах будут поступать в единую национальную систему цифровой маркировки и прослеживаемости товаров "Честный знак". В рамках единой системы "Честный знак" предусмотрены отдельные подсистемы, предназначенные для каждой из групп маркируемой продукции. В частности, для табачной продукции создана Информационная система мониторинга оборота табачной продукции (ИС МОТП). Каждая организация, участвующая в обороте продукции (передача товара путем купли-продажи, импорта, экспорта), должна будет зарегистрироваться в системе маркировки.
Оператором "Честного знака" назначен Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Одна из его функций - вести так называемый национальный каталог товаров, где должны храниться данные по всем маркированным категориям товаров. Этот каталог будет интегрирован с информационными системами различных ведомств: Россельхознадзора, Росаккредитации, Роскачества, ФНС России и пр. Покупатели могут скачать мобильное приложение "Честный знак" в App Store и Google Play и пользоваться им для считывания сведений о маркированном товаре.
Сначала производитель или импортер направляет оператору системы "Честный знак" запрос на получение кодов маркировки. Оператор генерирует двумерные DataMatrix-коды, которые представляют собой электронный паспорт продукции. В кодах отражена исчерпывающая информация о товаре: место, дата и время производства, срок годности, процесс перехода от собственника к собственнику, дата и место продажи и т.д. DataMatrix-код состоит из двух частей: кода идентификации (определяет позицию товара в единой системе и в национальном каталоге) и кода проверки (его также называют криптохвостом). Подделать DataMatrix-код на практике невозможно.
Далее производитель наносит марки с полученными двумерными кодами на упаковку каждого изделия (в случае с табаком - на каждую пачку сигарет). Импортер тоже должен нанести марки. Причем сделать это надо еще до прибытия товара на таможенную территорию РФ. Если какие-то коды остались неиспользованными, производитель или импортер должен сообщить об этом оператору "Честного знака".
При отгрузке создаются первичные электронные документы (при операциях с табаком - это универсальные передаточные документы, или УПД), в которых должны быть отражены двумерные коды DataMatrix, присвоенные товарам. Производитель или импортер подписывает электронную "первичку" усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) и передает в систему маркировки (в случае с табаком - в систему ИС МОТП).
Организация или ИП, получившие товар, подписывают первичный документ своей усиленной квалифицированной электронной подписью. Система маркировки (для табака - это ИС МОТП) фиксирует, что продукция перешла к новому собственнику. Если новый владелец перепродает товар, то при отгрузке он формирует еще один электронный первичный документ с двумерным кодом DataMatrix, который ранее был присвоен этому товару, и подписывает документ УКЭП. Получатель при приемке ставит свою электронную подпись, и так далее, пока продукция не поступит в розничную продажу.
В момент розничной продажи кассир сканирует DataMatrix-код с марки, нанесенной на товар. Онлайн-касса передает оператору фискальных данных (ОФД) сведения о реализации, а оператор направляет их налоговикам. Одновременно ОФД отправляет сведения о сканированном DataMatrix-коде в систему маркировки (для табака - в систему ИС МОТП). Если окажется, что код в системе не значится, продажа будет заблокирована. Если код будет обнаружен и продажа состоится, система маркировки зафиксирует, что соответствующая товарная единица выведена из оборота.
Справочно. Маркировка продукции - это нанесение на товар уникального средства идентификации (кода), который позволяет контролирующим органам и покупателям получить полную информацию о товаре. Официальное наименование кодов - контрольные идентификационные знаки (КиЗ). Код маркировки всегда уникален, двух одинаковых не существует. При этом код используется однократно и после вывода товара из оборота уничтожается.